Экономический крах Киеву предрекают давно. Сроки «официальной кончины» государства много раз переносились, но пенсии и зарплаты госслужащим в Украине до сих пор худо-бедно платят. Зима пересекла свой экватор и уверенно близится к концу, а украинцы, вопреки ожиданиям скептиков, живут с теплыми батареями и электроэнергией. Деньги на войну идут, по 7-8 млн. долл. ежедневно, грозятся ввести военное положение по всей стране. Как можно объяснить такую ситуацию, эксперты были слишком пессимистичны?
Заграница нам поможет
Секрет живучести украинской экономики прост: распродажа остатков золотовалютных резервов, усиленная работа печатного станка, а главное, постоянные денежные вливания извне. При условии продолжения западной финансовой поддержки, даже со сжимающейся налоговой базой и ползучей деиндустриализацией, Украина может просуществовать довольно долго. Понимая, что обвал экономики крупного европейского государства может спровоцировать негативные последствия для ЕС, западные аналитики еще осенью настаивали на финансовой поддержке Киева. В рамках помощи Украине МВФ утвердил кредитную программу stand-by на сумму $17 млрд., из которых $4,55 млрд. были переведены в прошлом году. Евросоюз выделил $1,36 млрд. и обещал весной дать еще $250 млн. Причем европейские финансы выделялись, как утверждают эксперты, из резервного фонда по статье «непредвиденные расходы в случае стихийных бедствий».
Деньги Запад, естественно, дает не просто так, а под определенные условия. Описывать их подробно нет особого смысла, для всех стран они примерно одинаковые и не меняются с 70-х годов прошлого столетия. Конкретно программа stand-by призвана стабилизировать курс национальной валюты и увеличить золотовалютные резервы страны. В целом же, по рецептам МВФ, государство должно «меньше тратить» и «больше собирать», что на практике оборачивается сворачиванием социальных расходов и увеличением налогов. Подобные рекомендации уже лет тридцать как устарели и, как правило, приводят не к выздоровлению экономики, а к дефолту и социальным взрывам. Наглядных примеров достаточно, от Греции до Аргентины.
Есть у западных кредиторов и такой термин, как «структурные маяки» - курс гривны, размер госдолга относительно ВВП, внешняя торговля и т.д. Последняя миссия МВФ, работавшая в Киеве в ноябре, ожидаемо пришла к неутешительным выводам: макроэкономические показатели не улучшились, долг запредельный, а $17 млрд. Украине все равно на жизнь не хватит. Кроме того, западные кредиторы требуют от Киева «прозрачности». Например, ежемесячно публиковать данные о выполнении госбюджета, подробную отчетность «Нафтогаза», а также обнародовать планы по госзакупкам.
Наступить на горло собственной экономике
У всякого должника нужно держать руку на пульсе, тем более у такого, как Украина. В идеале он должен быть в состоянии расплатиться по счетам, а для этого, в первую очередь, желательно не разворовывать, а грамотно инвестировать выделенные средства. Киев же, по утверждению американских и немецких экономических экспертов, предпочел тратить деньги совсем на другие нужды. Так, по данным колумниста журнала Contra Magazin Марко Майера, из бюджета украинского Минобороны было похищено около €450 млн., а американский учёный Ричард Ран, анализируя сложившуюся ситуацию, и вовсе приходит к выводу, что западные деньги были потрачены Киевом на взятки и подкуп избирателей.
Впрочем, когда ВВП сокращается на 7%, наполнение доходной части бюджета значительно ниже плановых, а товарооборот с внешним миром просел примерно на треть, рассчитывать на выполнение своих обязательств перед кредиторами стране-заемщику не приходится.
Помимо войны, на которую принято все списывать, экономику Украины подкосил резкий разрыв связей с Россией. По итогам прошедшего года товарооборот между двумя странами сократился на 28,8% и достиг $28,187 млрд. Таким образом, Киев, уступив свое место Беларуси, выпал из первой пятерки торговых партнеров Москвы.
В результате этого сокращения доля ЕС во внешней торговле Украины превысила долю стран СНГ, есть рост экспорта в ЕС, однако сами киевские чиновники признают, что потенциал роста экспорта в Евросоюз исчерпан. Это касается и сельского хозяйства, самого прибыльного по прошлому году сектора экономики Украины. Да, есть экспорт растениеводства, но лишь десяток производств могут осуществлять экспорт продукции животноводства в ЕС (семь предприятий поставляют рыбу, пять — мед и столько же — продукты птицеводства). Без учета экспорта технического казеина, пуха, кожсырья, кормов для непродуктивных животных.
Даже в условиях смены внешнеторговых приоритетов западное направление не может заменить восточное, и даже после обрушения российско-украинского товарооборота РФ потребляет почти пятую часть украинского экспорта и обеспечивает около четверти импорта, что является камнем преткновения для тех горе-политиков, которые ставят задачу оторвать украинскую экономику от российской. Потому Киев решил присоединиться к западным санкциям против Москвы. Правда, за расплывчатостью формулировок пока не ясно, какие практические шаги должны последовать после воинственных деклараций, принятых на заседаниях СНБО и Верховной рады в конце января. По мнению украинских экспертов, санкции не более чем демонстративный жест, не влекущий за собой никаких практических шагов. В случае же если Киев все же решит, наступая на горло собственным интересам, реализовать наиболее жесткий сценарий, могут пострадать такие предприятия, как «Мотор Сич», «Южмаш», НПО имени Фрунзе и другие.
5 февраля, в день пребывания Керри в Киеве, в Верховной раде сообщили о готовящемся пакете законопроектов о санкциях в области транзита, торговли, банков и авиакомпаний, вплоть до запрета на импорт всех товаров, произведённых на территории рФ..
Где взять деньги?
Санкции Украины вредят, в первую очередь, ей самой, но никого в Киеве это особо не заботит. Вектор развития государства определен – деньги нужно брать из тумбочки, а коллективный Запад обязан их туда положить или, на худой конец, обязать это сделать Россию. Москва финансировать окопавшийся в Киеве режим больше не хочет, а США, судя по всему, решили бросить своих подопечных на произвол судьбы или как следует пошантажировать. Так, Керри, незадолго до поездки в Киев, лично убедил МВФ пока не выдавать киевской власти нового кредита. А директор-распорядитель фонда Кристин Лагард выдвинула для продолжения помощи условие «стабилизации обстановки в стране». Требование заведомо невыполнимо, т.к. подавить силой ЛНР и ДНР Украина не может, а на мирное решение нет санкции из Вашингтона. Глава МВФ также напомнила, что весной Украину кредитовали, рассчитывая на способность Киева завершить конфликт на юго-востоке осенью. «Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна», - подчеркнула Кристин Лагард.
Состоявшийся 5 февраля визит Керри в Киев пока не дал повода говорить об изменении ситуации. И слова благодарности Порошенко в адрес США «за решение о предоставлении всеобъемлющей экономической поддержки Украине» пока ничем не подкреплены. Но, видимо, подвижки будут, поскольку им же было сказано, что миссия МВФ «в ближайшие часы, если не дни» завершит свою работу.
По оценкам экспертов, $15 млрд. на выход из финансового штопора Киеву не хватит. Джордж Сорос, например, считает, что этой суммы достаточно только на поддержание краткосрочной стабильности и оценил потребность Украины в зарубежных вливаниях на текущий год в $50 млрд. В прессе же все чаще называют $27 млрд. или $30 млрд. необходимой помощи.
На экономическом форуме в Давосе украинская делегация настаивала на замене программы кредитования stand-by на программу расширенного финансирования EFF, что предусматривает увеличение срока и объема финансовой помощи. Кроме того, глава украинского Минфина Наталья Яресько выдвинула к МВФ ряд претензий. Так, помощь, которую фонд намерен выделить Киеву, она назвала «крошечной суммой», сравнив ее с вливаниями в Грецию. Также Яресько отметила, что $15 млрд. «это не та сумма, которую сложно собрать», а экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко и вовсе назвал западную финансовую помощь в таком объеме «цинизмом».
Подобный метод общения знаком еще по творчеству Ильфа и Петрова. Киев грозится вручить Брюсселю парабеллум, чтоб отстреливаться от наступающей России, и считает, что в вопросе спасения «европейской демократии» от «восточной деспотии» торг абсолютно неуместен. Очень вероятно, что в качестве резервного варианта давления на Европу Киев может рассматривать вариант жесткого шантажа, согласно которому нужно отказаться выплачивать все старые долги до того момента, пока МВФ не предоставит Украине оставшиеся $13 млрд. по программе stand-by. После чего нужно заключить новое соглашение, но уже на условиях Киева.
Для Европы дальнейшая финансовая поддержка зарвавшейся попрошайки может обернуться серьезными макроэкономическими последствиями. Не от хорошей жизни Европейский центральный банк планирует печатать по €60 млрд. ежемесячно и скупать сомнительные активы через программу количественного смягчения. Бремя европейского демократа может оказаться слишком тяжелым, не надорваться бы.
5 февраля Нацбанк Украины сообщил, что золотовалютные резервы за 2014 год сократились на 63,1%, до 12,8 млрд. долл., а в январе 2015 года – ещё на 14,7%, до 6,4 млрд. долл. А Керри вчера в Киеве пообещал Украине американские гарантии под кредиты ($1 млрд.) и ссуды ($1 млрд.), если будут проводиться реформы.?
Заграница нам поможет
Секрет живучести украинской экономики прост: распродажа остатков золотовалютных резервов, усиленная работа печатного станка, а главное, постоянные денежные вливания извне. При условии продолжения западной финансовой поддержки, даже со сжимающейся налоговой базой и ползучей деиндустриализацией, Украина может просуществовать довольно долго. Понимая, что обвал экономики крупного европейского государства может спровоцировать негативные последствия для ЕС, западные аналитики еще осенью настаивали на финансовой поддержке Киева. В рамках помощи Украине МВФ утвердил кредитную программу stand-by на сумму $17 млрд., из которых $4,55 млрд. были переведены в прошлом году. Евросоюз выделил $1,36 млрд. и обещал весной дать еще $250 млн. Причем европейские финансы выделялись, как утверждают эксперты, из резервного фонда по статье «непредвиденные расходы в случае стихийных бедствий».
Деньги Запад, естественно, дает не просто так, а под определенные условия. Описывать их подробно нет особого смысла, для всех стран они примерно одинаковые и не меняются с 70-х годов прошлого столетия. Конкретно программа stand-by призвана стабилизировать курс национальной валюты и увеличить золотовалютные резервы страны. В целом же, по рецептам МВФ, государство должно «меньше тратить» и «больше собирать», что на практике оборачивается сворачиванием социальных расходов и увеличением налогов. Подобные рекомендации уже лет тридцать как устарели и, как правило, приводят не к выздоровлению экономики, а к дефолту и социальным взрывам. Наглядных примеров достаточно, от Греции до Аргентины.
Есть у западных кредиторов и такой термин, как «структурные маяки» - курс гривны, размер госдолга относительно ВВП, внешняя торговля и т.д. Последняя миссия МВФ, работавшая в Киеве в ноябре, ожидаемо пришла к неутешительным выводам: макроэкономические показатели не улучшились, долг запредельный, а $17 млрд. Украине все равно на жизнь не хватит. Кроме того, западные кредиторы требуют от Киева «прозрачности». Например, ежемесячно публиковать данные о выполнении госбюджета, подробную отчетность «Нафтогаза», а также обнародовать планы по госзакупкам.
Наступить на горло собственной экономике
У всякого должника нужно держать руку на пульсе, тем более у такого, как Украина. В идеале он должен быть в состоянии расплатиться по счетам, а для этого, в первую очередь, желательно не разворовывать, а грамотно инвестировать выделенные средства. Киев же, по утверждению американских и немецких экономических экспертов, предпочел тратить деньги совсем на другие нужды. Так, по данным колумниста журнала Contra Magazin Марко Майера, из бюджета украинского Минобороны было похищено около €450 млн., а американский учёный Ричард Ран, анализируя сложившуюся ситуацию, и вовсе приходит к выводу, что западные деньги были потрачены Киевом на взятки и подкуп избирателей.
Впрочем, когда ВВП сокращается на 7%, наполнение доходной части бюджета значительно ниже плановых, а товарооборот с внешним миром просел примерно на треть, рассчитывать на выполнение своих обязательств перед кредиторами стране-заемщику не приходится.
Помимо войны, на которую принято все списывать, экономику Украины подкосил резкий разрыв связей с Россией. По итогам прошедшего года товарооборот между двумя странами сократился на 28,8% и достиг $28,187 млрд. Таким образом, Киев, уступив свое место Беларуси, выпал из первой пятерки торговых партнеров Москвы.
В результате этого сокращения доля ЕС во внешней торговле Украины превысила долю стран СНГ, есть рост экспорта в ЕС, однако сами киевские чиновники признают, что потенциал роста экспорта в Евросоюз исчерпан. Это касается и сельского хозяйства, самого прибыльного по прошлому году сектора экономики Украины. Да, есть экспорт растениеводства, но лишь десяток производств могут осуществлять экспорт продукции животноводства в ЕС (семь предприятий поставляют рыбу, пять — мед и столько же — продукты птицеводства). Без учета экспорта технического казеина, пуха, кожсырья, кормов для непродуктивных животных.
Даже в условиях смены внешнеторговых приоритетов западное направление не может заменить восточное, и даже после обрушения российско-украинского товарооборота РФ потребляет почти пятую часть украинского экспорта и обеспечивает около четверти импорта, что является камнем преткновения для тех горе-политиков, которые ставят задачу оторвать украинскую экономику от российской. Потому Киев решил присоединиться к западным санкциям против Москвы. Правда, за расплывчатостью формулировок пока не ясно, какие практические шаги должны последовать после воинственных деклараций, принятых на заседаниях СНБО и Верховной рады в конце января. По мнению украинских экспертов, санкции не более чем демонстративный жест, не влекущий за собой никаких практических шагов. В случае же если Киев все же решит, наступая на горло собственным интересам, реализовать наиболее жесткий сценарий, могут пострадать такие предприятия, как «Мотор Сич», «Южмаш», НПО имени Фрунзе и другие.
5 февраля, в день пребывания Керри в Киеве, в Верховной раде сообщили о готовящемся пакете законопроектов о санкциях в области транзита, торговли, банков и авиакомпаний, вплоть до запрета на импорт всех товаров, произведённых на территории рФ..
Где взять деньги?
Санкции Украины вредят, в первую очередь, ей самой, но никого в Киеве это особо не заботит. Вектор развития государства определен – деньги нужно брать из тумбочки, а коллективный Запад обязан их туда положить или, на худой конец, обязать это сделать Россию. Москва финансировать окопавшийся в Киеве режим больше не хочет, а США, судя по всему, решили бросить своих подопечных на произвол судьбы или как следует пошантажировать. Так, Керри, незадолго до поездки в Киев, лично убедил МВФ пока не выдавать киевской власти нового кредита. А директор-распорядитель фонда Кристин Лагард выдвинула для продолжения помощи условие «стабилизации обстановки в стране». Требование заведомо невыполнимо, т.к. подавить силой ЛНР и ДНР Украина не может, а на мирное решение нет санкции из Вашингтона. Глава МВФ также напомнила, что весной Украину кредитовали, рассчитывая на способность Киева завершить конфликт на юго-востоке осенью. «Связь между экономической и военной ситуацией совершенно очевидна», - подчеркнула Кристин Лагард.
Состоявшийся 5 февраля визит Керри в Киев пока не дал повода говорить об изменении ситуации. И слова благодарности Порошенко в адрес США «за решение о предоставлении всеобъемлющей экономической поддержки Украине» пока ничем не подкреплены. Но, видимо, подвижки будут, поскольку им же было сказано, что миссия МВФ «в ближайшие часы, если не дни» завершит свою работу.
По оценкам экспертов, $15 млрд. на выход из финансового штопора Киеву не хватит. Джордж Сорос, например, считает, что этой суммы достаточно только на поддержание краткосрочной стабильности и оценил потребность Украины в зарубежных вливаниях на текущий год в $50 млрд. В прессе же все чаще называют $27 млрд. или $30 млрд. необходимой помощи.
На экономическом форуме в Давосе украинская делегация настаивала на замене программы кредитования stand-by на программу расширенного финансирования EFF, что предусматривает увеличение срока и объема финансовой помощи. Кроме того, глава украинского Минфина Наталья Яресько выдвинула к МВФ ряд претензий. Так, помощь, которую фонд намерен выделить Киеву, она назвала «крошечной суммой», сравнив ее с вливаниями в Грецию. Также Яресько отметила, что $15 млрд. «это не та сумма, которую сложно собрать», а экс-министр иностранных дел Владимир Огрызко и вовсе назвал западную финансовую помощь в таком объеме «цинизмом».
Подобный метод общения знаком еще по творчеству Ильфа и Петрова. Киев грозится вручить Брюсселю парабеллум, чтоб отстреливаться от наступающей России, и считает, что в вопросе спасения «европейской демократии» от «восточной деспотии» торг абсолютно неуместен. Очень вероятно, что в качестве резервного варианта давления на Европу Киев может рассматривать вариант жесткого шантажа, согласно которому нужно отказаться выплачивать все старые долги до того момента, пока МВФ не предоставит Украине оставшиеся $13 млрд. по программе stand-by. После чего нужно заключить новое соглашение, но уже на условиях Киева.
Для Европы дальнейшая финансовая поддержка зарвавшейся попрошайки может обернуться серьезными макроэкономическими последствиями. Не от хорошей жизни Европейский центральный банк планирует печатать по €60 млрд. ежемесячно и скупать сомнительные активы через программу количественного смягчения. Бремя европейского демократа может оказаться слишком тяжелым, не надорваться бы.
5 февраля Нацбанк Украины сообщил, что золотовалютные резервы за 2014 год сократились на 63,1%, до 12,8 млрд. долл., а в январе 2015 года – ещё на 14,7%, до 6,4 млрд. долл. А Керри вчера в Киеве пообещал Украине американские гарантии под кредиты ($1 млрд.) и ссуды ($1 млрд.), если будут проводиться реформы.?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.